Россия в мировом рынке мобильных телефонов представлена трёмя процентами. Может показаться, что это немного по сравнению с Европой и той же Азией, но мне представляется, что такие сравнения, мелькающие в электронных и печатных изданиях, не совсем корректны.
Очевидно, объём российского рынка меньше совокупного рынка стран ЕС или азиатского региона. В то же время если говорить о странах, то Россия смотрится довольно не плохо и что не маловажно, продолжает увеличивать доход. В период первичного насыщения рынок демонстрировал головокружительный рост. На котором положительно сказалось резкое уменьшение «серого» сегмента. Произошло это благодаря ряду факторов, сделавших работу с «серыми» трубками менее выгодными. Неожиданно заработала таможня, поднялись закупочные цены, да и наши соотечественники стали предъявлять повышенные требования к качеству товара и на дешёвые трубки подозрительного происхождения клюют меньше.
Многие эксперты предполагали, что за периодом насыщения последует логичный спад, но не тут то было. Да количество продаж серьёзно сократилось и продолжает постепенно уменьшаться. Например, в 2006 году снижение составило 14 процентов. Но вместе с тем в том же году доход вырос на 3 процента. Причин этому несколько, самая главная появление рынка «замены». Примерно треть абонентов ежегодно покупает новые телефоны на замену старых. Как правило, их выбор падает на более дорогие модели. Вместе с тем люди впервые покупающие мобильный тоже всё чаще выбирают дорогие. В 2006 году средняя цена сотового телефона проданного на территории России составила 193 доллара, что на 18 процентов больше чем в 2005. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Немаловажный фактор рост благосостояния наших граждан и как следствие увеличение продаж трубок премиум-класса. Растёт и их техническая подкованность. Покупатели не только понимают преимущества таких новинок как EDGE, GPS и пр., но и готовы за них платить. На данный момент сегмент аппаратов дороже 300 долларов по количеству продаж опережает сегменты до 69 долларов и от 70 до 99 долларов на 6 и 4 процента соответственно. На стоимости продаваемых телефонов сказалось развитие кредитной системы. Средняя цена покупаемых по кредиту трубок почти в два раза выше приобретаемых за наличные. Правда здесь кроется и серьёзная проблема, а именно не возврат кредитов, в некоторых регионах достигающий 70-ти процентов.
Лидерами продаж по-прежнему остаются модели от Samsung и Nokia, которых в последнее время успешно поджимает Sony Ericsson потеснивший с третьего места Motorola. В целом российский рынок мобильных телефонов стабилизировался, и ожидать появления каких-нибудь новых игроков на нём не приходиться. Хоть новички периодически появляются но, как правило, не в силах играть большую роль в агрессивном конкурентном поле. Последним успехом среди брендов «второго эшелона» можно признать продвижение Fly. Успех компании обусловлен активным маркетингом, удачным ценообразованием и широким модельным рядом. Благодаря этому в прошлом 2007 году Fly с 8,2 процентами уверено заняла на рынке пятое место. Основным фактором, сдерживающим дальнейший рост, остаётся отсутствие разветвленной сети сервисного обслуживания.
Между тем российский рынок довольно специфичен. Добиться на нём хороших результатов не просто и для топовых брендов. Тот же самый Panasonic вообще был вынужден покинуть российский рынок мобильных телефонов. Мотивируя уход тем, что якобы наш рынок ещё не дорос до их продукции. Весьма спорное утверждение. Обещание вернуться в 2008 году так и осталось обещанием. Впрочем, покупатели не особо и расстраиваются, так как большинство этот уход даже не заметило. Видимо «подрасти» надобно всё-таки не нам.
Ещё плачевнее сложилась история телефонов Siemens. В компании телекоммуникационный сектор всегда был перспективным, но и проблематичным, принося только убытки. Имея неплохие стартовые условия, Siemens не только не удалось стать лидером рынка, но и пришлось покинуть его. Дитмар Тайс, директор отдела исследований, видит причину произошедшего в том, что мобильные телефоны «представляют собой потребительский бизнес, а Siemens ориентирован, прежде всего, на системы. Для чего необходим другой подход в маркетинговой стратегии». Добавлю, в провале виноват не только неудачный маркетинг, но и слабость модельного ряда по сравнению с основными конкурентами. Siemens удалось «спихнуть» убыточный бизнес тайваньской BenQ. Которая с помощью его пыталась выйти на европейский рынок. Удовольствие получилось слишком дорогим. За 2005-2006 год BenQ Mobile вложила 1,2 миллиарда долларов, получив в результате убыток в 900 миллионов. Как следствие уже в октябре 2006 компанию признали банкротом. Напомню, что сделку заключили в 2005 году. По её условиям BenQ получала до 2010 года права на бренд BenQ – Siemens. После чего предполагалось полностью перейти на BenQ Mobile. Как показали события на рынке, в том числе в российском секторе, это был не очень разумный ход. Проблемы, которые были у Siemens, стали ассоциироваться и с новым брендом, а все положительные наработки так к нему и не «прилипли». В результате большинство российских покупателей просто предпочли «не связываться». И как показали дальнейшие события оправдано. Вряд ли кто-нибудь теперь возьмёт на себя обслуживание аппаратов проданных обанкротившейся компанией.