Время мобильного бума прошло - сегодня количество пользователей
мобильной связи уже не растет в астрономической прогрессии, а трубками
давно обзавелись все желающие. Менять же старый телефон на новый спешит
далеко не каждый. Да и особо не пошикуешь в кризис.
Вот почему производители мобильной техники и сотовые операторы все чаще
говорят о снижении доходов, либо и вовсе – о крупных убытках. Последние
порой исчисляются во многие миллионы.
Беднеющий гигант
Не минула чаща сия и крупнейшего производителя сотовых телефонов в
мире, финскую компанию Nokia. Буквально на днях представители фирмы
признались: убытков за первые 9 месяцев этого года они понесли аж на
622 миллиона евро. Для другой компании такой удар был бы смертельным,
но финны, видимо, живут за счет старых запасов. В прошлом году, за
первые три квартала, Nokia сумела заработать 3 миллиарда 340 миллионов
евро. Однако разница в цифрах очевидна. Возникает закономерный вопрос:
с чего такие потери?
Здесь любому понятно: люди стали меньше покупать телефоны, а также
программное обеспечение, мобильную аппаратуру и так далее. Согласно
официальной информации, за последине три месяца объемы продаж компании
Nokia снизились на 19,8%. Говоря человеческим языком, там, где раньше
продавали пять трубок, теперь все чаще получается сбыть лишь четыре.
Боссы фирмы в качестве одной из причин неудач называют экономические
проблемы, которые испытывает весь мир. Несмотря на потерянные сотни
миллионов, финский гигант остается среди лидеров планеты всей. Впрочем,
если так дело пойдет, ситуация на рынке мобильных телефонов и сотовой
индустрии в мире может измениться.
Восток? Запад?
Конкуренты Nokia тем временем не дремлют и... сами терпят колоссальные
убытки. Возьмем, к примеру, шведско-японскую компанию Sony Ericsson.
Продукту «смычки» Востока и Запада в этом году хвастать нечем. Как и в
прошлом. Согласно официальному сообщению фирмы, за первые девять
месяцев нынешнего года убыки составили 164 миллиона евро. Год назад
этот показатель не превышал 25 миллионов евро. Тенденция тревожная.
Сегодня никто не возьмется предсказать, когда прекратятся финансовые
потери мобильного производителя. Или хотя бы уменьшатся.
Буквально на днях представители Ericsson AB рассказали о новых
неутешительных данных. Напомню, что скандинавский гигант – не только
один из отцов-основателей шведско-японской Sony Ericsson, но и
производитель беспроводного телекоммуникационного оборудования. Время
на дворе непростое, спад и убытки планируются экономистами уважаемой
фирмы заранее. Однако даже они не ожидали того, на сколько упадет
чистая прибыль по итогам третьего квартала нынешнего года. А упала она
на 71 процент.
Фото с сайта GSMArena.com
Не буду утомлять читателя подробными финансовыми отчетами. Лучше
расскажу, отчего пустеют карманы у признанных мировых лидеров мобильной
индустрии. Сами шведы говорят, что продавать сетевое оборудование стали
меньше из-за трудностей с кредитами для операторов сотовой связи. Да и
вообще деловая активность, понимаете, падает. Особенно на развивающихся
рынках. Можно снова махнуть рукой и понимающе вздохнуть: «кризис».
Однако есть причина поинтереснее. Оказывается, в эпоху финансового
спада существуют компании, которые могут извлечь из сложившейся
ситуации выгоду. Например, китайская Huawei. Имя известное.
В России оборудование этой фирмы используется связистами с 2001 года.
Во всем мире это имя тоже не из последних. Сегодня компания получает
все больше заказов. Одна из причин: стоимость продукции, производимой
Huawei, ниже, чем у конкурентов. В прошлом году чистая прибыль этой
компании составила 1 миллиард 150 миллионов долларов США.
Поспешай медленно
Впрочем, и китайским фирмам-гигантам приходиться сталкиваться с
проблемами. Но трудности эти другого рода. Так, в конце лета крупнейший
сотовый оператор мира China Mobile сообщил, что темпы роста прибыли
компании снизились. Недавно было зафиксировано самое неспешное
увеличение доходов оператора, начиная с 1997 года.
«Отчего?», - задумался автор этих строк, кстати, один из клиентов China
Mobile. Желающих пользоваться услугами оператора меньше не становится.
(Число клиентов компании продолжает расти, хотя и медленее, чем раньше)
В этом я убедился, отстояв небольшую, человек в тридцать, очередь к
терминалу, чтобы пополнить счет на телефоне после национальных
праздников в начале октября.
Как говорят аналитики, все дело в конкуренции. Дело в том, что до сих
пор в Китае было два мобильных гиганта – China Mobile и China Unicom.
Однако не так давно на рынке появился третий серьезный участник – China
Telecom. Последняя компания известна также как крупнейший
интернет-оператор в Китае. Если в декабре прошлого года 9 из каждых 10
желающих подключиться к сотовой связи шли в офис China Mobile, то в
июне нынешнего этот показатель снизился. В начале лета к услугам
компании-лидера обратились лишь 6 из каждых 10 новых клиентов.
Среди причин, вызвавших замедление темпов прибыли China Mobile, еще и
то, что меньше денег стали тратить клиенты. Согласно статистике, каждый
пользователь China Mobile тратил в среднем 84 юаня (примерно 360
рублей) в месяц. А в первой половине нынешнего года раскошеливались уже
лишь на 75 юаней (около 320 рублей) ежемесячно. Впрочем, это пока не
мешает компании получать неплохую прибыль. Так, чистый доход по итогам
первых шести месяцев этого года составил 8 миллиардов долларов США. Это
на 1, 4 процента больше, чем в прошлом году. Сумеет ли сотовый оператор
нарастить темпы, или, напротив, потеряет свои позиции, покажет время.
Кто-то теряет, кто-то находит
Конечно, просто так «отдавать» друг другу миллионы, а то и десятки
миллионов новых клиентов по всему Китаю мобильные операторы не захотят.
Конкуренция будет упорной, что, видимо, приведет к появлению новых
сервисов и решений для клиентов. Ожидается, что сотовая связь все
глубже будет проникать и в сельские районы страны, добавляя тем самым
новых потребителей операторам сотовой связи в Поднебесной.
Кто-то теряет, а кто-то находит...Такова древняя истина. Остается
надеяться, что от убытков мобильных компаний и сотовых операторов по
всему миру не пострадают потребители.
Ведь кризис, конкуренция могут подтолкнуть разработчиков к созданию
новых моделей, введению новых дешевых тарифов. На радость владельцам
мобильников всей планеты.